Матвей Славко
Как ни хожу по улочкам Ялты (слава Богу, приводится бывать тут не реже одного раза в год и, по счастью, не в летнее время), всякий раз, направляясь к даче Антона Павловича Чехова, прохожу по крутым улочкам, ведущим к храму святого великомученика Феодора Тирона.
Дорога приведет к этому храму и в том случае, если доехать до чеховской Белой дачи на маршрутке, а потом спускаться пешком к центру города, к морю. Покинув чеховскую усадьбу, словно случайно попадаешь на улочку Аутскую, которая теперь находится на территории города (именно по ней водили-гоняли штыками «бывших» на расстрел в 1920-1921 гг., пока всех не перебили). Ниже по склону видна византийская крыша православного храма и, конечно же, направляешься всякий раз туда. Аутка, как сообщает нам словарь Брокгауза и Ефрона, деревня Ялтинского уезда Таврической губернии, в 3 верстах от Ялты, на реке Учансу, близ ее водопада. Она находилась за ялтинской городской чертой, и Антон Павлович Чехов приобрел здесь небольшой участок, истратив на него и на строительство дома 20 тысяч рублей, полученных им от продажи авторских прав на все свои сочинения издателю Марксу.
Судя по источникам, храм святого великомученика Феодора Тирона был в древности построен греками. В конце XVIII века ими же восстановлен как деревянный. Горел и снова восстанавливался за казенный счет в 1842 году, но когда население Верхней Аутки выросло, старую церковь разобрали и на ее месте в 1898 году возвели новый каменный храм. Антон Павлович Чехов принимал активное участие в постройке новой церкви, сам вел переговоры и встречался с архиепископом Димитрием по этому поводу. В отстроенном храме по умершему в Германии А.П. Чехову и служили панихиду. Здесь же отпевали в 1919 году его мать Евгению Яковлевну. Остававшуюся по кончине писателя многие десятилетия смотрительницей Белой дачи его младшую сестру Марию Чехову отпевал также священник Храма Феодора Тирона. Это происходило на Белой даче…
Известно, что церковь владела святым антиминсом, переделанным преосвященным Иовом (Потемкиным) и 26 иконами. Рядом с храмом был построен двухэтажный дом для причта и разбиты три фруктовых сада. Сейчас садов нет, храм окружают невысокие жилые дома, а в храмовой ограде растут несколько туй и их вечнозеленых родственниц. В 1861 году, в первый свой приезд в Ливадию, старый храм в Аутке посетила императорская семья. Осмотрев его, Император Александр II выделил денежные средства на перестройку храма. После ремонта (реставрацией руководил архитектор И. Агеенко) церковь значительно увеличили, весь прежний храм вошел в алтарную часть нового. В 1867 году храм вновь посетила семья Государя. В 1888 году при храме была открыта церковно-приходская школа, в которой преподавал о. Сергий Щукин (1873-1931), близкий друг Антона Павловича Чехова. Он и сам был литератором, писал под псевдонимом С. Воскресенский. А. П. Чехов редактировал и рекомендовал его рассказ «Глупости Ивана Ивановича». В храме был прекрасный иконостас. Жители города и окрестных мест особо почитали и любили эту красивую маленькую церковь. Она была излюбленным местом для венчания молодых пар. Именно в этом храме мае 1901 года Антон Павлович Чехов обвенчался с актрисой Ольгой Леонардовной Книппер. Которой, как помним, подарил маленький, но дорогой домик на обрывистой скале в Гурзуфе, там теперь тоже чеховский музей.
Храм прежде имел отдельно стоявшую звонницу. В 1907 году, во время «Чукурларского оползня», здание церкви пострадало и было взято в металлические пояса. В 1934 году храм был закрыт безбожной властью, приспособившей его под спортзал. В 1990-е годы храм вернули верующим. А пять лет назад, 16 января 2006 года, вновь восстановленный храм был освящен митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем. Самое время сказать о воине Феодоре Тироне, которого у нас на Руси почитают наряду с другими святыми ратниками — Феодором Стратилатом, Димитрием Солунским, Иоанном Воином, их нередко изображают вместе на иконах и фресках. Мне привелось видеть этих святых ратных борцов на бронзовом барельефе, словно подпирающих плечами вместе с русскими святыми князьями и молитвенниками большую статую равноапостольного князя Владимира Крестителя, осеняющего крестом с Харьковской горы славный русский город Центрального Черноземья Белгород.
Святой великомученик Феодор Тирон
Память святому Феодору Тирону празднуется в первую субботу Великого поста, в канун недели Торжества православия, в этом году это 12 марта (27 февраля по ст. ст.). «Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем, / противныя силы попрал еси, многострадальче, / и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, // яко непобедимый» — поется в кондаке воину. Предание рассказывает, что в городе Амасии, в Понтийской области, во времена императора Галерия (305 — 311 гг.) воина Феодора (Федора) вместе с другими христианами принуждали отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись, он был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу, где во время молитвы ему явился Сам Христос. Воин принял ради Христа страшные пытки, после чего был сожжен на костре. Его останки, по преданию, не повреждённые огнём, попросила христианка Евсевия и погребла в своём доме в городе Евхаитах. Позднее его мощи были перенесены в Константинополь, а глава сначала в Бриндизи, а затем в Гаэту. Считают, что это событие произошло в феврале 306 года. А через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), как пишут источники, «желая осквернить христианский Великий пост», приказал Константинопольскому градоначальнику каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные продукты, продававшиеся на рынках. И вот святой Феодор явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию в ночном видении и велел объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, а употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья. * * * Однажды в Рождественский сочельник я застал в ялтинском храме святого великомученика Феодора Тирона квартет очень молодых мужчин, репетировавших у алтаря рождественские песнопения. А меж поющими и столиком с иконой Казанской Богородицы девочки разного возраста наряжали под руководством молодой мамы елку. Жизнь храма и его прихожан шла своим чередом…
Стены этого храма хоть и не изобилуют иконами, но редкие образы на них особо значимы. У алтаря находится икона святого Феодора Тирона, с частицей святых мощей, на стене — большая икона особой красоты, Богоматерь Виленская-Остробрамская. О древней иконе «Остробрамской» следует сказать, что она была отнята у православных Корсуня (Херсонеса) великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345-1377) и увезена в Вильну, где была подарена им супруге, которая отдарила ее Свято-Троицкой обители, располагавшейся в православном районе Вильны, носившем название Острого или Русского конца. Название Образ получил от польского «остра брама» (острые ворота), поскольку с 1431 года находился в часовне над воротами, носившими такое название. Монастырь переходил то в руки униатов (1596), то монахов-кармелитов, потому в 1829 году икона была поновлена в католическом духе. В настоящее время икона находится в Вильнюсе в часовне Ашрос Варту.
На храмовой стене напротив Богородицы Остробрамской расположен небольшой образ святителя Луки Крымского. Архиепископ Крымский и Симферопольский, святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий), удивительный человек, медик, ученый с мировым именем, автор «Очерков гнойной хирургии», получивший за этот труд Сталинскую премию. Неоднократно репрессировался советской властью. В годы Великой Отечественной войны совмещал лечение раненых с архиерейским служением (в Красноярске в воскресные и праздничные дни служил в маленькой кладбищенской церкви за городом). Почил в 1961 году, причислен сначала к лику местночтимых святых в 1995 году, а затем канонизирован Церковью как священноисповедник — в 2000 году. Валентин Феликсович — уроженец Керчи. Иконы с его ликом имеются в каждом православном храме Крыма, и просят его, как и святого Пантелеимона, об исцелении…
Если вы придете в ялтинский храм Феодора Тирона, вам непременно кто-нибудь расскажет о чуде с лилией, произошедшем в храме 12 июля 2002 года. В начале лета храм украсили цветами лилий. Ветку лилии положил на киот иконы Божией Матери Казанской и настоятель храма о. Ростислав Гоцкалюк… Прошло время, и цветы высохли. Но каково же было удивление всех, когда одна из сухих веток под праздник Успения Богородицы расцвела. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, перед тем как отслужить молебен с акафистом перед этой иконой, заметил: «Это чудо, нет никакого сомнения: засохшая ветка процвела именно под двунадесятый праздник». То явление православные теперь числят в одном ряду с нерукотворными проявлениями на стеклах киотов образа Спасителя в симферопольском Всехсвятском храме и Богородицы с Младенцем на иконе «Призри на смирение» во Введенском монастыре Киева с явлением радуги в селе Морском во время установки Поклонного креста, с крестом из облаков над Симферополем в праздник святого Александра Невского.
Ветка сухой лилии, процветшая в храме святого великомученика Феодора Тирона в Ялте
При всей свое строгой красоте и какой-то классической нарядности и торжественности, лилия, конечно же, цветок непростой, поскольку отмечена Самим Господом. Кто бывал в женских русских православных монастырях на необъятной Руси, обращал внимание, с какой особой любовью монахини выращивают именно лилии, причем даже, на удивление, в северных краях, казалось бы, для лилий не приспособленных. Мне доводилось поражаться белоснежным лилиям удивительной красоты и в Шамордине на Калужской земле (в Свято-Казанско-Богородично-Амвросиевом монастыре, что близ Оптиной пустыни), и в Феодоровской (в честь воина Феодора Стратилата) обители в Переславле-Залесском, и в Дивееве, и в Марфо-Мариинской обители в Москве… Это почитание не случайно, конечно же, ведь среди многих прекрасных растений лилия — нежный белоснежный цветок, именуемый по-церковнославянски «крин сельный» (то есть полевой) — занимает особое место. Из Евангелия мы помним, как красоту лилий восхваляет Господь. «Посмотрите на полевые лилии, — говорит Христос, — как они растут? Не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая их них» (Мф. 6, 28-29). Полевые лилии обычно цветут в Галилее в апреле и мае — во время, когда и была произнесена Господом Нагорная проповедь. В Священном Писании лилия часто служит образцом высоких нравственных совершенств. «Цветите как лилия, распространяйте благовоние и пойте песнь» (Сир. 39, 18). Мы видим этот цветок на иконах Благовещения и «Неувядаемый Цвет». Издревле о целомудренной девушке говорили — «чиста, как лилия», и это было наивысшей похвалой. Нам не внять, почему усохшая лилия процвела именно в храме Феодора Тирона в старой ялтинской Аутке, а остается принять это как радостную и чудесную данность, свидетельствующую о славе Господней.
Тропарь Феодору Тирону
Велия веры исправления во источнице пламене, яко на воде упокоения
святый мученик Феодор радовашеся, огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
По материалам:
https://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/03/17/hram_svyatogo_voina_feodora_tirona_v_yaltinskoj_autke
Оставить комментарий